21 июня 2025 Завершилась II Летняя школа по физике «Квантовые технологии» для учащихся 10-х классов   

21 июня 2025 года завершилась II Летняя школа по физике «Квантовые технологии», которая проходила на физическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета при поддержке РОСАТОМ - Квантовые технологии. 24 десятиклассника из 12 регионов России: Республик Мордовия и Татарстан, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Череповца, Архангельска, Москвы, Челябинска, Пскова, Сыктывкара, Уфы - в течение двух недель погрузились в интенсивное изучение основ квантовых технологий.

Программа включала в себя лекции от профессоров и преподавателей СПбГУ и Российского квантового центра по широкому спектру тем - от квантовых вычислений на кубитах и классической оптики до нанофотоники и квантовой телепортации. Кроме этого, чтобы подкрепить теоретические знания практикой, участники выполнили лабораторные работы по темам "Поляризационная оптика", "Квантовая криптография" и "Демонстрация принципов квантового распределения ключа в атмосферном канале для CubeSat СПбГУ", в ходе которых изучили физические основы оптических и квантовых протоколов передачи данных, исследовали влияние атмосферного канала связи на скорость и качество информации, передаваемой посредством системы лазерной связи. Такие задачи регулярно возникают при организации каналов связи между низкоорбитальными спутниками и наземными станциями.

Третьим важным этапом освоения программы школы стали семинары по программированию на квантовых вычислительных устройствах, где участникам давался как необходимый математический аппарат (изучаемый на серьезном уровне уже в ВУЗах), так и прикладные навыки написания алгоритмов. В финале семинарских занятий учащиеся самостоятельно написали несколько квантовых алгоритмов в рамках хакатон. Победителей отметили ценными призами.

Завершилась Летняя школа мероприятием, которое позволило ребятам почувствовать себя настоящими учёными на конференции - Кейс-чемпионат. В первые дни школы каждая команда получила задачу, которая потребовала серьезных навыков работы с научной литературой, гибкости мышления и умения структурировать материал. И свое решение команды презентовали перед учеными-экспертами и своими коллегами. Для обучения азам академического доклада и работы с литературой в программу школы были включены 5 консультаций, где аспиранты и молодые преподаватели Физического Факультета поделились знаниями и опытом.