Михаил Ковальчук о Научном парке СПбГУ: в Америке не найдете университета с таким уровнем оснащения.
Михаил Ковальчук: Когда распался Советский союз, у нас была одна из самых мощных в мире наука и образование. Мы были образцом для всего, надо это отчетливо понимать. Нас копировали.
Когда Цукуба японцы строили, они брали за основу Академгородок. Когда американцы создавали систему управления наукой семидесятых годов, они брали наш отдел науки ЦК КПСС и перекрашивали в OSTP (Office of Science and Technology Policy). Они копировали нашу успешную систему науки и образования. Значит теперь, что произошло с нами. Когда распался Советский союз, у нас наука была так: Академия наук была СССР и не было Академии наук в Российской Федерации. У нас не было компартии в Российской Федерации, вы помните.
Российской Федерации не было институтов, они были все в пятнадцати республиках. Когда распался Советский союз и республики превратились в независимые самостоятельные государства, вместе с ними ушли университеты и ушли академии наук, которые были, и мы фактически оголились. У нас оказалась огромная территория, на которой было десяток научных центров, там Ленинград, Москва, Нижний Новгород, Казань, Ростов, Иркутск, Новосибирск, Томск, Владивосток и так далее. Это даже с точки зрения безопасности национальной стало опасно, у вас десять мест, где была серьезная наука. Дальше если мы посмотрим, я сейчас опускаю это за скобки, я могу вам детально по Прибалтике рассказать, как сметено все, просто уничтожено под каток, это наука полностью. Вот я хорошо знаю это все, в деталях могу вам рассказать, это просто было выглажено и уничтожено, взяты люди какие-то, а это все заасфальтировано. Но теперь, мы оказались оголенными, и поэтому было совершенно правильно решение, надо было быстро вырастить замену вот этим исчезнувшим академиям наук, которые были в республиках, и университетам. И была сделана очень правильная вещь, были созданы, во-первых, Петербургский и Московский как особые университеты по указу отдельному и десять, ну порядка десяти почти университетов федеральных. Был выбран вуз в каком-то регионе, более-менее сильный, и к нему присоединены другие, и такой конгломерат на первых порах, но, по сути, после вливания денег целевых на инфраструктуру образовались десять федеральных университетов, абсолютно мощных, с мощнейшей исследовательской базой.
Владимир Соловьев: Ну, скорее это уже не университеты, а федеральные научно-исследовательские центры, учебные научно-исследовательские центры.
Михаил Ковальчук: но что важно… сейчас я подчеркну, вы поймете, почему важно это. И после этого на конкурсе было выбрано еще там почти, по-моему, 30, кажется, 29 или 39 институтов, которые выиграли конкурс как инновационные исследовательские университеты. Они это выиграли по конкурсу. И те и другие получили очень существенные государственные вливания. И в основном они пошли на ремонт, на приведение всего в порядок и, главное, на инфраструктуру исследовательскую. Я вам могу сказать, я вот сейчас привел иностранцев, у меня есть международный комитет по научной политике, который два раза в год собирается, и я провожу его в разных местах. Вот я им продемонстрировал часть из 25 существующих ресурсных центров, например, Санкт-Петербургского университета. Американец сказал, что вы в Америке не найдете университета с таким уровнем оснащения. Говорит, могу вам ответственно сказать!
Полную версию интервью можно прослушать на сайте "Вести FM".