Центр социологических и интернет-исследований СПбГУ представляет результаты опроса жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Для улучшения знаний российских школьников в области русского языка, по мнению жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, государству в первую очередь следует повысить качество подготовки учителей в педагогических вузах страны. Это мнение разделяют 75,8% и 67,4% соответственно. За разработку единого учебника по русскому языку, созданного совместными усилиями лучших учителей, выступает более половины петербуржцев (57,7%) и 51,4% опрошенных в Ленинградской области. Другим возможным решением выступает увеличение количества часов, отведенных в школе на преподавание русского языка. Это направление работы считают важным 56,1% респондентов в Петербурге и 48,0% — в Ленинградской области.

Большая часть опрошенных не знает, что в Министерстве образования и науки РФ по инициативе депутатов Госдумы прорабатывается вопрос о создании единого учебника по русскому языку. Лишь 22,7% петербуржцев и 22,8% опрошенных в области слышали про эту инициативу.

Создание такого учебника, по мнению респондентов, вызвано необходимостью введения единых стандартов преподавания русского языка на всей территории России. Такое мнение высказало большинство опрошенных в Петербурге (60,4%) и 49,5% - в Ленинградской области. Среди других целей создания единого учебника отмечались: повышение качества знаний учащихся по русскому языку (48,6% опрошенных в СПб и 42,0% - в ЛО), защита русского языка от «засорения» иностранными терминами (38,3% и 39,8% соответственно), а также предоставления учителям современного учебника для облегчения преподавания (35,4% и 32,9% соответственно).

Главной задачей единого учебника по русскому языку жители Петербурга и Ленинградской области считают развитие культуры устной и письменной речи и навыков культурного общения. Такое мнение высказали 28,3% опрошенных в Санкт-Петербурге и 26,4% респондентов из Ленинградской области.

Учебник русского языка должен быть един для всех регионов страны и утвержден на федеральном уровне. Так считает половина опрошенных (50,2%) петербуржцев и 55,2% жителей области.

Большинство опрошенных придерживается мнения, что современный учебник по русскому языку должен издаваться в традиционном бумажном формате, одной книгой. 53,3% опрошенных в Санкт-Петербурге и 58,0% в Ленинградской области высказали такое мнение. Учебник, распространяемый в электронном виде, интересен менее, чем десятой части опрошенных (9,4% и 8,3% соответственно).

Основными приемами, которые могут повысить качество учебника, жители Петербурга и Ленинградской области назвали обращение к текстам классической литературы в поисках примеров. 70,7% опрошенных в Санкт-Петербурге и 64,0% респондентов из Ленинградской области выбрали этот вариант ответа.

При ответе на вопрос, что важнее для лучшего освоения учащимся русского языка: хороший учебник или хорошо подготовленный учитель, опрошенные сходятся во мнении, что оба важны одинаково. Так считают 52,8% респондентов в Санкт-Петербурге и 49,7% - в Ленинградской области. Немногим меньшее число жителей Петербурга и Ленинградской области (42,8% и 44,7% соответственно) считают, что хороший педагог важнее качественного учебника.

Телефонный опроса жителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области был проведен в период с 01 по 20 августа 2014 года. Исследование выполнено Ресурсным центром «Центр социологических и Интернет исследований» Санкт-Петербургского государственного университета на системе «CATI».
Генеральной совокупностью для данного исследования являлось взрослое (18 лет и старше) население Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Метод опроса – личное стандартизированное интервью. Количество опрошенных составило 2400 респондентов, по 1200 в каждом регионе опроса. Выборка квотная. Контролируемые параметры пол, возраст, образование, район проживания.

Вопрос: Что должно сделать государство для улучшения знаний российских школьников русского языка?

Вопрос: Знаете ли Вы, что в Министерстве образования и науки РФ по инициативе депутатов Госдумы прорабатывается вопрос о создании единого учебника по русскому языку?

Вопрос: Как Вы думаете, почему возникло предложение создать единый учебник по русскому языку, какие цели преследуются созданием такого учебника?
Варианты ответов зачитывались, респондент мог выбрать не более 3-х вариантов

Вопрос: На Ваш взгляд, какую главную задачу должен решать единый учебник по русскому языку?

Вопрос: Как Вы думаете, каким должен быть единый учебник по русскому языку для такой многонациональной страны как Россия?

Вопрос: В каком формате, на Ваш взгляд, должен существовать современный учебник по русскому языку?

Вопрос: Какие подходы, приемы могут повысить качество учебника по русскому языку? Варианты ответа зачитывались и были в ротации, респондент мог выбрать любое число вариантов

Вопрос: Что, на Ваш взгляд, все-таки важнее для лучшего освоения учащимися русского языка: хороший учебник или хорошо подготовленный учитель?