Категория: Школы и Научные семинары
Просмотров: 1638

Международные летние школы по биоразнообразию морских беспозвоночных

Летом 2018 года на учебно-научной базе «Беломорская» прошли сразу две Международные летние школы по биоразнообразию  морских беспозвоночных: «Evolutionary and Taxonomic Diversity of Marine Invertebrates (Эволюционное и таксономическое разнообразие морских беспозвоночных)» и «Bryozoa: Diversity and Evolutionary Trends in Colonial Animals (Биоразнообразие и эволюционные тенденции у колониальных беспозвоночных на примере мшанок (тип Bryozoa)». Организатор – Научный парк СПбГУ, разработчики – кафедра Зоологии беспозвоночных СПбГУ.

Курсы по некоторым группам беспозвоночных уже проводились другими вузами  (в частности, МГУ), однако, в формате образовательной программы повышения квалификации с выдачей удостоверений на двух языках прошли впервые в СПбГУ.

Во всей России существуют только три классические университетские учебно-научные морские станции, и УМБ «Беломорская» СПбГУ – одна из них. Тут, на острове Средний, в Кандалакшском заливе Белого моря, в течение четырех недель обучались иностранные студенты со всего мира (из стран Европы, Северной и Южной Америк, Новой Зеландии). Программы обеих летних школ включали лекции от интернациональной команды преподавателей, практические занятия в аудиториях и «в поле», а также многократные выходы в Белое море на маломерных судах для сбора материала.

Вот что рассказала нам руководитель программы «Биоразнообразие и эволюционные тенденции у колониальных беспозвоночных на примере мшанок (тип Bryozoa)» Наталья Шунатова:

– «Несколько лет назад к Андрею Игоревичу Грановичу, заведующему кафедрой зоологии беспозвоночных, обратились норвежские коллеги из Университета Тромсё и Университетского центра на Шпицбергене с идеей подать совместный образовательный проект, и в 2014 году был получен грант от Норвежского центра международного сотрудничества в образовании (Norwegian Centre for International Cooperation in Education – SIU). Интерес норвежских коллег был вызван тем, что кафедра зоологии беспозвоночных СПбГУ сохранила классический подход к обучению студентов, и среди сотрудников кафедры имеется ряд специалистов по таксономическому разнообразию разных групп беспозвоночных животных. К сожалению, в большинстве зарубежных университетов специалистов подобного профиля практически не осталось, поскольку в течение последних 20-25 лет основное внимание уделяется развитию молекулярно-генетических методов исследования. В ходе выполнения этого проекта был разработан курс «Эволюционное и таксономическое разнообразие беспозвоночных животных», который был опробован в формате летней практики в 2015 и в 2016 гг. Курс вызвал большой интерес слушателей из разных стран, поэтому в 2018 году мы пошли дальше, и, вместе с коллегами из Научного парка провели сразу два курса в формате дополнительных образовательных программ с выдачей удостоверений и начислением зачетных единиц.

Почему мы выделили мшанок в отдельный курс?

Подобный подход позволяет углублённо познакомить слушателей с разными аспектами морфологии, биологии, жизненных циклов, эволюционных трендов в пределах той или иной группы беспозвоночных, что является очень востребованным среди аспирантов и молодых специалистов. Связано это с тем, что тип Bryozoa – широко распространённая, разнообразная и очень интересная группа беспозвоночных животных, изучением которой занимаются исследователи самых разных специальностей: палеонтологи, экологи, морфологи, молекулярные биологи. Мшанки являются важным компонентом водных экосистем, большинство представителей этой группы животных ведёт прикреплённый образ жизни, и поселяются они как на естественных, так и на антропогенных субстратах.

Две прошедшие программы – это первый шаг на пути международного сотрудничества в рамках реализации образовательных и научных проектов на УНБ. Уже сейчас, в период, когда не проходят студенческие практики, мы можем комфортабельно разместить на базе до 20 иностранных специалистов. В этом году запланирована постройка нового здания с двумя аудиториями. В тоже время станции есть куда развиваться. Чтобы избежать работы «в слепую», по примеру МГУ, требуется оснастить базу «тяжелым» оборудованием – конфокальным и электронным микроскопами; обеспечить бесперебойное электропитание станции, сотовую связь и Интернет. Это сделает УНБ «Беломорскую» еще более привлекательной для научных и образовательных проектов, позволит в более короткие сроки готовить статьи к печати, и еще выше поднимет престиж университета».